ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Программа развития образовательной организации

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА Г. ЛЬГОВА»

СОГЛАСОВАНО

Отдел образования администрации

Города Льгова

_____________Н.В. Кононова

«_____»____________20___г.

Принято на заседании                                                    УТВЕРЖДАЮ

педагогического совета                                                Директор МБОУДОД «Дом

МБОУДОД «Дом детского                                            детского творчества г. Льгова»

творчества г. Льгова»                                                      _____________ А.Г. Соваков

протокол № 6                                                                  приказ № « ____ »

от «21» мая 2014г.                                                           «___»____________20___г.

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

(ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ)

МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА Г. ЛЬГОВА»

2014-2016 г.

 

 

 

Льгов

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы:

Образовательная Программа     Муниципального бюджетного    образовательного   учреждения дополнительного образования детей «Дом детского творчества г. Льгова» на 2014-2016 гг.

Время создания программы:

Май 2014 г.

Авторы программы:

Соваков А.Г. - директор МБОУ ДОД «Дом детского творчества г. Льгова»   Курской области.

Остроухова Марина Георгиевна – заместитель директора МБОУ ДОД «Дом детского творчества г. Льгова»   Курской области.

Исполнители мероприятий программы:

1. МБОУ ДОД «Дом детского творчества г. Льгова»   Курской области.

  1. 2. Отдел образования Администрации города Льгова.

Основания для разработки программы:

          Реализация программы осуществляется на основе ряда законов и нормативных документов:

       Конституция Российской Федерации.

       Закон Российской Федерации «Об образовании».

       Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утверждённого Минобрнауки России от 26 июня 2012 года № 504.

  • «Концепция развития дополнительного образования детей в РФ до 2020».

       Федеральная целевая программа «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013.

       Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа., сост. Е.С.Савинов].—2‑е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2010.

Целью программы является обеспечение условий для развития системы дополнительного образования и воспитания детей г. Льгова, создание психолого-педагогических условий, способствующих развитию творческой деятельности детей и юношества в системе дополнительного образования.

Основные задачи:

1.   Повышение доступности качественного дополнительного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики страны, современным требованиям общества.

2.  Формирование высоконравственной, образованной личности, обладающей базовыми компетенциями современного человека.

3.  Обеспечение необходимых условий для личностного развития, охраны и укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей в возрасте, преимущественно, от 6 до 18 лет.

4.   Организация содержательного досуга, повышение уровня творческих способностей, раннее выявление и сопровождение  одаренных детей.

Сроки реализации Программы: 2014 – 2016 г.г.

Структура Программы:

Достижение реализации намеченных целей и задач планируется в два этапа:

Первый этап (2014 - 2015 уч. годы) - подготовительный к переходу от режима функционирования в режим развития: формирование учебно-методической базы. Максимально возможное и эффективное решение кадровых вопросов, структуризация направлений и сфер деятельности, управления и контроля, укрепление и перераспределение материально-технической базы Дома детского творчества. Развитие системы взаимодействия с другими образовательными учреждениями.

Второй этап (2015 - 2016 уч. годы) – реализация режима развития: (формирование учебно - методической базы); апробация новых образовательных программ, технологий в объединениях нового типа; расширение сферы услуг; прочное вхождение в образовательное и культурное пространство г. Льгова; создание материально-технической базы достаточного уровня.

Приоритетные направления Программы.

Программа представляет собой непрерывную образовательную технологию, которая обеспечивает:                                                                                                                                                                 Для учащихся образовательных учреждений г. Льговаприобретение практических навыков в  творческой деятельности, развитие культуры, формирование необходимых личных качеств и социальных компетентностей;

Для сотрудниковповышение профессионального уровня, квалификации;

В рамках дополнительного образования - расширение  кругозора и раннюю профориентацию.

Опираясь на  опыт работы в области развития  детского  творчества, Программа включает следующие направления:

1.     Нормативно-правовое направление, обеспечивающее реализацию прав и свобод ребенка в соответствии с нормативными документами.

2. Исследовательское направление, предусматривающее: осуществление деятельности на основе разработанных концепций; а также теоретические исследования, апробацию результатов и внедрение в образовательно-воспитательный процесс  МБОУ ДОД «Дом детского творчества г. Льгова»   инновационных психолого-педагогических технологий (методов, форм, средств и т.д.).

3.    Методическое направление, заключающееся во внедрении в практику работы МБОУ ДОД «Дом детского творчества г. Льгова»  научных разработок в области дополнительного образования детейв обобщении педагогических технологий, ориентированных на интеграцию ранее полученных знаний с новыми знаниями.

4.   Организационное направление, предусматривающее организацию и проведение мероприятий программы.

5.  Работа с кадрами предусматривает проведение семинаров для педагогов дополнительного образования, образовательных учреждений   и  учреждений  системы дополнительного образования, а также обобщение и распространение передового педагогического опыта.

6.    Работа с семьей и общественными организациями, предусматривает мероприятия направленные на установление партнерских отношений с общественными организациями по поддержке детей и молодежи, вовлечение семей воспитанников в образовательно-воспитательный процесс, функционирование программы «Школы для родителей», распространение психолого-педагогических рекомендаций на сайте учреждения.

7. Социальный заказ, реализуемый  учреждением, складывается из нескольких составляющих:

  • федеральный компонент;
  • региональный компонент;
  • муниципальный компонент.

 Социальный заказ федерального уровня отражен в Законе РФ «Об образовании» и «Типовом положении об образовательном учреждении дополнительного образования детей», в котором основным предназначением учреждения дополнительного образования детей определено как «развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных программ и услуг в интересах личности, общества и государства». Региональный компонент социального заказа регулируется на областном уровне и предполагает участие воспитанников в областных проектах и конкурсах. Муниципальный компонент предполагает проекцию государственных требований к работе учреждения в нашем городе.

Информационно-аналитические данные

                                           об образовательном учреждении:

Информационная справка об учреждении.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества г. Льгова» - многофункциональное учреждение дополнительного образования детей, продолжает многие традиции, Станции юных техников и станции юных натуралистов, созданных в 1977 и в 1986 году.

Учредителем Дома детского творчества является Администрация города Льгова, являющегося органом местного самоуправления, осуществляющим управление в сфере образования (далее по тексту – орган управления образованием).

Дом детского творчества в своей деятельности руководствуется Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, международными актами в области защиты прав ребенка, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, министерств, ведомств и агентств Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами Курской области, правовыми актами органов местного самоуправления города Льгова, решениями и приказами соответствующих органов управления образованием, Типовым положением об образовательном учреждении дополнительного образования детей и настоящим Ус­тавом.

Учреждение имеет: свидетельство о государственной регистрации юридического лица регистрационный номер (1064613003124), от 6 декабря 2011 г., в 20012 г. учреждение получило бессрочную лицензию на право ведения образовательной деятельности № 1051 от 07.02.2012г.; свидетельство об аккредитации № 8 от 5 мая 2009 г., выданное Управлением по надзору и контролю в сфере образования Курской области.

Современная система работы в МБОУ ДОД «Дом детского творчества г. Льгова» строится на лучших традициях отечественной системы образования и собственного опыта.

Первые кружки и коллективы творческой деятельности: «Радиотехнический», «Авимодельный», «Судомодельный», «Фотокружок», «Соломка» «Умелые руки» и прочие были созданы с учетом местных условий, требований пионерской и школьной комсомольской организаций, экономических потребностей района в трудовых ресурсах, интересов учащихся (всего было 2 направления творческой деятельности, 8 штатных педагогов). В 24 детских коллективах занималось около 350 детей, деятельность кружков была связано с техническим и декоративно-прикладным творчеством. Станция юных натуралистов представляла собой 6 кружков эколого-биологической направленности.

Характеризуя состояние и развитие деятельности Станций юных техников и юных натуралистов в период 80-х1990-хгодов, следует отметить творческий рост педагогов и обучающихся.

В летописи учреждения отражены достижения:

- победы в областных конкурсах технического творчества;

- Мини машина «Льгов», изготовленная юными конструкторами, демонстрировалась на ВДНХ СССР, награждена памятным знаком участника;

         - 10 обучающихся кружка «Соломка» были награждёны путёвками во Всероссийский лагерь «Орлёнок», за высокий уровень работ;

         -ежегодные победы кружка «Соломка» на областных выставках декоративно-прикладного творчества;  

   2000 год – Станция юных техников и станция юных натуралистов переведены из государственной в муници­пальную форму собственности и стали муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Станция юных техников» и муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Станция юных натуралистов».

2005 год – обе станциистали располагаться в одном помещении на базе «Станция юных техников», по улице Комсомольской 49/77.

2006 год. Оба учреждения дополнительного образования объединились в одно и стали называться Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества г. Льгова».

13 февраля 2006 года зарегистрирован устав учреждения, в 2007 году получена лицензия на ведение образовательной деятельности.

2006-2014 годы. Работа учреждения направлена на создание единой материально-технической и кадровой базы, изучение социальных запросов и потребностей населения в образовательных услугах. Учреждение аттестовано и аккредитовано на первую категорию.

Сегодня МБОУ ДОД "Дом детского творчества г. Льгова» яв­ляется составной частью единой системы образования города и предназначен интел­лектуального духовного развития детей и подростков, удовлетворения их разнообраз­ных образовательных и социально-культурных потребностей. Он опирается на тради­ции, заложенные много лет назад:

- «Конкурс рисунков и декоративно-прикладного творчества";

- ведение летописей детских объединений и учреждения;

- «Безопасное колесо»;

- День открытых дверей;

- ежегодные вахты памяти героев Молодогвардейцев и;

- линейка знакомств «Здравствуй, это я!»

- ежегодные летние экспедиции.

Учреждение является многопрофильным, разнонаправленным образовательным учреждением дополнительного образования детей, реализующее образовательные программы, направленные на:

        развитие творческих способностей обучающихся, формирование основы для осознанного выбора и получения ими профессионального образования, адаптации личности к жизни в обществе;

        формирование потребностей обучающихся к саморазвитию, приобщение их к научно-техническому, спортивно-техническому, декоративно-прикладному и художественному творчеству, исследовательской деятельности;

        гражданское и военно-патриотическое воспитание;

        формирование здорового образа жизни

Учреждение имеет необходимую материально-техническую базу для проведения за­нятий в детских объединениях на базе основного здания (ул. Комсомольская 49/77).

В основном здании общей площадью 838 квадратных метров располагаются 5 учебных кабинетов, мастерские в отдельно стоящем здании. Имеется плодовый сад и небольшой огород для занятий кружков эколого-биологического направления. Общая площадь территории составляет 3756 кв.м.

Кабинеты оснащены необходимой для занятий мебелью, наглядно­стью, техническими средствами обучения.

Режим работы учреждения определен Уставом учреждения, Правилами внутреннего трудового распорядка и требования и нормы, предъявляемые к учебно-воспитательному процессу СанПин 2.4.4 3172 – 14.

Учреждение организует работу с детьми в течение всего календарного года.

Образовательный процесс начинается 10 сентября, заканчивается 25 мая.

С 1 по 10 сентября идет набор детей в детские объединения.

Дом детского творчества работает с одним выходным днём с 9.00 до 20.00 ежедневно.

В каникулярное время учреждение работает со школьными оздоровительными лагерями на школьных площадках и на базе учреждения, проводит массовые мероприятия, походы, экспедиции, экскурсии.

          На 15 сентября 2014 года в МБОУ ДОД «Дом детского творчества г. Льгова» обучаются 395 обучающихся. Работает 9 педагогов дополнительного образования. Из них:

ü  3 педагога дополнительного образования имеет высшее образовании, 6 средне специальное образование.

ü1 педагог дополнительного образования имеет высшую категорию, 7 педагогов имеют 1 квалификационную категорию.   

Основной формой работы с обучающимися являются занятия в объединениях по их интересам (творческие объединения). Содержание деятельности объединения определяется педагогом с учетом учебных планов и общеобразовательных программ.

    В Учреждении ведется методическая работа. Направление и содержание деятельности охватывает тот круг проблем, которые связаны со спецификой педагогической работы с детьми в сфере дополнительного образования. Основные направления деятельности методической работы ДДТ продиктованы современной ситуацией в образовании. Направления, которые сложились в практике ДДТ:

1.Совершенствование педагогической деятельности (оказание организационно – методической помощи педагогам в обучении и воспитании)

2.Обновление программного обеспечения образовательного процесса (изменение содержания дополнительной образовательной программы).

3.Внедрение в практику работы учреждения достижений передового педагогического опыта, проведение мастер-классов, творческих мастерских.

4. Организация работы по повышению квалификации педагогов ДДТ.

5. Ознакомление педагогических работников с достижениями педагогической науки и практики, обзор периодической печати.

6. Участие в экспертных комиссиях.

7. Оказание помощи образовательным учреждениям в организации дополнительного образования.

8. Проведение семинаров, совещаний, конференций, конкурсов, выставок.

В методической работе МБОУ ДОД «Дом детского творчества г. Льгова» использует индивидуальные формы работы с педагогами:

ü  консультации;

ü  самообразование;

ü  посещение открытых занятий педагогов;

ü  работа над личной методической темой.

групповые формы деятельности:

ü  творческие отчеты педагогов;

ü  мастер – классы, творческие мастерские.

коллективные формы деятельности:

ü  конференции;

ü  «Школа педагогического мастерства»;

ü  деловые игры и ролевые игры;

ü  разнообразные выставки, отчеты по самообразованию в виде докладов, разработок занятий, изготовления дидактических и наглядных пособий;

ü  работа коллектива над единой методической темой;

ü  конкурсы педагогического мастерства.

          В МБОУ ДОД «Дом детского творчества г. Льгова» созданы условия для того, чтобы педагог смог реализовать свой творческий потенциал. Среди форм обретения педагогического мастерства курсы повышения квалификации, психолого – педагогические семинары, методические объединения, мастер-классы и творческие мастерские. Традиционным стал конкурс педагогов дополнительного образования «Сердце отдаю детям». Сегодня все образовательные программы наших педагогов включают воспитательный компонент и обязательную работу с родителями наших воспитанников для того, чтобы сделать их соучастниками   воспитательно-образовательного процесса

          Учреждение оказывает помощь педагогическим коллективам других образовательных учреждений в реализации дополнительных образовательных программ, организации досуга и внеурочной деятельности детей, а также детскими общественными организациями по договору с ними.

КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ

Обоснование необходимости создания концепции развития

        Сложившаяся ситуация в системе образования г. Льгова, новые потребности и возможности населения требуют изыскивать такие пути деятельности, которые могли бы соответствовать существующим условиям. В современной системе образования наблюдаются многочисленные трансформации, складывается ее новый облик - новый образ образования, создание условий для интеграции общего и дополнительного образования. 

       Главным средством качественного изменения образовательного процесса может стать высокий профессионализм кадров, способных оперативно реагировать на изменяющиеся потребности социума, обладающих умением анализировать, проектировать свою деятельность и выбирать оптимальные, эффективные средства при организации учебного процесса. В свою очередь, изменились и требования к качеству образования, связанные с необходимостью соотношения уровня подготовки выпускников и потребностями экономики. Успешность выпускника образовательного учреждения во взрослой жизни связана не только с формальным уровнем образования - освоением образовательных стандартов, но и с приобретёнными компетенциями эффективно действовать в социуме, быть профессионалом в своём деле, гражданином страны, семьянином.

       Создание концепции развития МБОУ ДОД   «Дом детского творчества г. Льгова» творчества детей, юношества, учитывающих эти особенности современного состояния общества, насущная потребность времени.  Развитие - обязательный элемент деятельности образовательного учреждения, призванного, с одной стороны, реагировать на изменения социокультурной и экономической жизни общества, с другой, решать вопросы создания привлекательного имиджа учреждения, эффективно действующего на рынке образовательных услуг. Разработанная Концепция развития МБОУ ДОД   «Дом детского творчества г. Льгова», рассчитана на период 2014-2016 годы.

Базовые идеи концепции развития

    Правовой основой концепции развития является Закон РФ «Об образовании», Типовое положение  об образовательном учреждении дополнительного образования детей, Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 N 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществлении образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», - «Концепция развития дополнительного образования детей в РФ до 2020».

       Развитие образовательного учреждения должно основываться на анализе его потенциала. Концепция развития отражает педагогические возможности коллектива, кадровые и организационные ресурсы. Реализация концепции может быть осуществлена при соответствующем финансовом обеспечении. Ключевой идеей концепции выступает идея развития, понимаемая в триединстве задач:

     создание необходимых условий для развития и социализации личности воспитанника;

      запуск механизмов развития и саморазвития самого образовательного учреждения;

      превращение образовательного процесса в действенный фактор развития личности воспитанника, при этом образовательный процесс в учреждении понимается как ценностное единство процессов развития, обучения, воспитания.

Концепция МБОУ ДОД «Дом детского творчества г. Льгова» строится на следующих позициях:

    расширение социальных связей обучающихся с окружающим миром;

  формирование единого образовательного пространства на основе интеграции общего и дополнительного образования;

 создание системы, интегрирующей весь комплекс образования, воспитания, развития и социального становления личности в условиях социума.

       Концепция развития носит открытый характер. Она исходит из того, что в процессе её реализации могут возникать новые продуктивные идеи и способы их осуществления. В случае успешного выполнения концепции неизбежно будет расширяться круг людей, активно участвующих в решении проблем развития учреждения, которые станут инициаторами новых проектов. В связи с этим план, включённый в данную концепцию, нельзя рассматривать как исчерпывающий. Он может и должен быть дополнен новыми планами, отражающими новые потребности социума и новые возможности учреждения.

Характеристика учреждения

 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей  «Дом детского творчества г. Льгова» – это методический центр для педагогов дополнительного образования, организаторов детского досуга, учителей школ и воспитателей МБДОУ, которое:

      координирует деятельность образовательных учреждений по реализации дополнительных образовательных программ различных направленностей;

      осуществляет обмен опытом и повышение профессионального уровня творческих педагогических кадров;

      проводит на своей базе и других образовательных учреждениях мастер - классы по авторским и новым технологиям;

      организует разработку нового содержания и новых образовательных технологий для творческих объединений обучающихся;

      осуществляет методическое и информационное обеспечение творческой деятельности обучающихся;

      оказывает организационно-методическую помощь образовательным учреждениям города в развитии и пропаганде технического, физкультурно-спортивного, естественнонаучного, туристско - краеведческого и художественного творчества;

      принимает участие в организации и проведении муниципальных массовых мероприятий (соревнований, конкурсов, фестивалей, олимпиад, выставок, конференций, семинаров и т.д.), обеспечивающих мониторинг и развитие различных направлений творческой деятельности обучающихся;

      организует работу по выявлению и поддержке одаренных и талантливых воспитанников;

      выявляет, изучает, обобщает и распространяет опыт работы педагогов дополнительного образования;

      формирует банк технологий развития творческой деятельности обучающихся, организует пропаганду достижений средствами массовой информации;

      организует и проводит совместно с заинтересованными ведомствами, учреждениями и общественными организациями  муниципальные массовые мероприятия (фестивали, конкурсы, выставки, соревнования и т.д.);

      организует иную деятельность, не противоречащую законодательству Российской Федерации и направленную на выполнение Учреждением уставных задач.

Взаимодействие и сотрудничество в социуме

       Эффективность педагогического процесса  МБОУ ДОД «Дом детского творчества г. Льгова» играет важную роль в формировании для воспитанников единого образовательного пространства, которое сориентировано на их интересы, позволяет им проявить свои способности.

         Отличительной особенностью творческой деятельности в области дополнительного образования детей в городе Льгове является возможность организации средствами творчества ранней профессиональной ориентации, которая способствует выявлению и сопровождению детей, достигших успехов в творческой деятельности и оказанию помощи в построении образовательной и  карьерной траекторий.

Схема: Взаимодействие с   образовательными учреждениями и общественными организациями.

         Главной задачей при сотрудничестве является реализация интересов, разумных потребностей детей и подростков, социального заказа их родителей и общественности, при этом приоритет лежит в стимулировании творческого роста и организации культурного досуга детей и подростков.

       Выбор конкретных направлений деятельности определяется интересами детей, потребностями семьи, запросами общества, наличием ресурсов и специалистов соответствующего профиля, особенностями социально-экономического развития города Льгова и культурными традициями. В нашем Доме детского творчества родители, являются полноправными участниками образовательного процесса. Сегодня родители оказывают помощь ребенку в самоопределении и самореализации, что особенно важно для детей младшего возраста. Неоценима и моральная поддержка родителями ребенка и педагога. Нас очень радует то, что многие родители участвуют в деятельности творческих объединений, и всего Дома детского творчества в целом – совместное участие с детьми в культурно - досуговых программах.

Схема «Взаимодействие с семьёй»

Перспектива кадрового обеспечения

          Отношения работников Учреждения и администрации регулируются трудовым договором, условия которого не могут противоречить трудовому законодательству Российской Федерации.

         В образовательном учреждении в течение учебного года штат полностью укомплектован. Педагоги дополнительного образования имеют необходимую профессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиям тарифно-квалификационной характеристики по должности и полученной специальности. В Доме детского творчества 1 педагогический работник имеет высшую квалификационную категорию и 7 педагогических работников - первую квалификационную категорию.

         Все педагогические работники проходят обязательный медицинский осмотр. (п.п.34-35 Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образований детей (утверждено Постановлением Правительства РФ от 7 марта 1995 г. № 233 с изменениями и дополнениями).

        Не менее  80 %   педагогических работников образовательного учреждения, а также  административно-управленческого персонала обучены работе с персональным компьютером на уровне пользователей.

 Основные задачи  кадрового обеспечения:

1.Проанализировать состояние аттестации педагогических кадров учреждения,  реализующих программы дополнительного образования.

2. Разработать программу развития учреждения, включающую мероприятия по повышению квалификации руководящих и педагогических кадров Дома детского творчества в срок до 2016 года.  

3. Сохранить и  повысить укомплектованность педагогическими кадрами МБОУ ДОД «Дом детского творчества г. Льгова» к 2016 году.

4. Обеспечить участие педагогов МБОУ ДОД «Дом детского творчества г. Льгова» в конкурсах профессионального мастерства разного уровня, в частности,  в   конкурсе педагогического мастерства  педагогов дополнительного образования в  рамках Всероссийского  конкурса   педагогов дополнительного  образования  «Сердце отдаю   детям».

5. Заместителю директора МБОУ ДОД «Дом детского творчества г. Льгова» разработать план семинаров совещаний   по  актуальным   вопросам  развития    системы   дополнительного образования детей на 2014 - 2016гг.

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ МБОУ ДОД «Дом детского творчества г. Льгова» на 2014-2016 гг.

 Концепция развития МБОУ ДОД «Дом детского творчества г. Льгова» определяет стратегию развития образовательной системы учреждения на 2014 - 2016гг.

Концепция является:

   социально-педагогической (направлена на обеспечение прав личности на образование, социальную защищённость в современных условиях);

   межотраслевой (объединяет усилия различных ведомств, общественных и государственных организаций, объединений в деле образования);

   организационно-педагогической (создаёт условия для эффективной организации деятельности педагогического коллектива).

 Концепция позволит:

  формировать образовательную политику учреждения;

  определять основы нормативного и финансового обеспечения развития МБОУ ДОД «Дом детского творчества г. Льгова»;

 принимать   нормативные   акты,   распорядительные   документы, направленные на создание условий для развития учреждения, координирующие усилия различных структур и ведомств по вопросам образовательной деятельности учреждения;

 родителям воспитанников ДДТ, являющимися основными заказчиками и пользователями образовательных услуг учреждения, участвовать в развитии учреждения и контролировать качество образования.

Основными критериями эффективности развития МБОУ ДОД «Дом детского творчества г. Льгова»  будут выступать:

  согласованность основных направлений и приоритетов развития, согласно Приоритетному национальному проекту «Образование», Федеральной программой развития образования и «Концепцией модернизации дополнительного образования»;

   реализация МБОУ ДОД «Дом детского творчества г. Льгова» дополнительных образовательных программ, пользующихся спросом на рынке образовательных услуг;

   рост личных достижений участников образовательного процесса;

   развитие ресурсного обеспечения образовательного процесса;

   качество предоставляемых  образовательных услуг.

Проблемы: В процессе гуманизации и демократизации образования возникли новые проблемы, разрешение которых позволит дальнейшее развитие МБОУ ДОД «Дом детского творчества г. Льгова».

Первая проблема заключается в недостаточной интеграции  общего и дополнительного образования. Система общего образования не обеспечивает в достаточной мере готовность выпускников школы к самостоятельному решению многих жизненных задач. Появилась необходимость интеграции общего и дополнительного образования.

Решение: Проблема может быть решена путём создания комплексных интегрированных дополнительных образовательных программ, создания предпрофильных и профильных курсов в рамках организации профильного обучения.

 Вторая проблема связана со сложностью реализации выбранной воспитанником индивидуальной образовательной траектории системы образования.

Возникает необходимость выбора образовательных маршрутов для детей с низкой мотивацией учения, имеющих проблемы социализации, в решении которых семья практически не может помочь детям. Многие семьи по уровню своей педагогической культуры оказываются не в состоянии использовать достоинства индивидуальной образовательной траектории. Необходимо создать систему индивидуальной поддержки развития детей.

Решение: Обеспечение разнообразия дополнительных образовательных программ, постоянное изучение спроса на дополнительные образовательные услуги. Четкая работа, направленная на изучение индивидуальных особенностей воспитанника.

Третья  проблема  касается  ресурсного  обеспечения  образовательного процесса. Наиболее болезненными выглядят проблемы финансирования. Значительная часть средств, выделяемых на нужды образования, не удовлетворяет потребность в ремонте здания, обновлении оборудования, создании материальной базы для современных образовательных технологий, стимулировании эффективной педагогической деятельности. Это касается также и финансирования мероприятий, имеющих первоочередное значение для развития МБОУ ДОД «Дом детского творчества г. Льгова». К сожалению, учреждения дополнительного образования не входят в число программ, финансируемых из федерального и областного бюджета, а муниципальному бюджету это также не под силу.

Решение: поиск внебюджетных средств финансирования деятельности

МБОУДОД «Дом детского творчества г. Льгова».

       Стратегическим направлением развития учреждения является гуманизация образования и воспитания, создание развивающей образовательной среды.

       Ключевым понятием образовательной и воспитательной   деятельности МБОУ ДОД «Дом детского творчества г. Льгова» является понятие «взаимодействие».  Развивающая образовательная среда МБОУ ДОД ДДТ  обеспечивает возможности   для   целенаправленного    самоопределения  субъектов образовательного процесса через удовлетворение и развитие их культурно-образовательных и социальных потребностей.

       Становление особой образовательной среды осуществляется путем проектирования сообществом участников образовательного процесса будущего развития ДДТ, воспитание у членов сообщества творческой инициативы, раскрытия их индивидуального и коллективного творческого потенциала.

       Концепция исходит из того, что главной целью деятельности МБОУ ДОД «Дом детского творчества г.Льгова»  в 2014 – 2016 гг. станет  формирование у выпускников ключевых компетентностей социально-адаптированной, творческой личности.

Следовательно, организационными  задачами  МБОУ ДОД «Дом детского творчества г. Льгова» в 2014 – 2016 гг. станут:

     совершенствование работы по социализации личности воспитанников, основанной на компетентностно – ориентированном подходе к образованию и профильном обучении;

     повышение эффективности деятельности в сфере профессиональной социализации молодёжи и поддержки молодёжных инициатив,

      поддержка молодых людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, поддержка талантливой молодёжи,

     патриотическое и гражданское воспитание молодёжи, 

     дальнейшее внедрение новых педагогических технологий, в том числе, здоровьесберегающих;

     развитие кадровых, программно - методических, материально- технических и финансовых ресурсов МБОУ ДОД «Дом детского творчества г. Льгова».

Условия решения поставленных задач:

1.   Удовлетворение образовательных потребностей обучающихся

     расширить диапазон образовательных услуг в соответствии с запросами детей и родителей;

  разработать сквозные программы, курсы, направленные на социальное, творческое развитие воспитанников (в разных направленностях образовательной деятельности);

  разработать единую программу взаимодействия с социокультурной средой в сфере образовательной и досуговой деятельности детей;

   осуществить методическое и организационное сопровождение работы педагогов дополнительного образования и классных руководителей, руководителей МБДОУ.

2. Формирование  и развитие коллектива единомышленников

  • организовать взаимодействие между детскими объединениями МБОУ ДОД «Дом детского творчества г. Льгова»  через разработку и реализацию целевых программ и проектов;
  • поддерживать и развивать традиции МБОУ ДОД «Дом детского творчества г. Льгова»;
  1. Профессионально - личностное развитие педагогов

    организовать участие педагогических работников в повышения квалификации по освоению инновационных образовательных технологий (информационных, развивающих, проектных, исследовательских, технологии педагогической поддержки);

       оказывать методическое сопровождение педагогов дополнительного образования (конкурс «Сердце отдаю детям», семинары, консультации по проблемам воспитания детей, работы с родителями и т.д.).

4. Модернизация управления

     организовать действенную рекламную работу по формированию позитивного имиджа МБОУ ДОД «Дом детского творчества г. Льгова»;

    стимулировать участие педагогических работников и воспитанников в конкурсно – проектной деятельности;

  создать  комплекс  методических  средств  по  проектированию, управлению, анализу образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей;

     создание единой системы образовательного и воспитательного пространства.

Принципы организации образовательной среды:

Основные ценности образовательного процесса в МБОУ ДОД «Дом детского творчества г. Льгова»:

  реализация идей гуманизации образования;

   стремление к высокой психологической комфортности для всех участников воспитательного процесса;

  открытость, доверие, уважение друг к другу;

  свобода творчества;

  стремление к обеспечению личностного и профессионального развития выпускника и его успешной социальной адаптации в дальнейшем.

    Основные принципы организации развивающей образовательной среды МБОУ ДОД «Дом детского творчества г. Льгова»открытость, вариативность, адаптивность, партнерство.

Принцип открытости относим как к процессу образования, обращенному к достижениям мировой и отечественной культуры, так и к организации взаимодействия МБОУ ДОД «Дом детского творчества г. Льгова» с социокультурной средой.

Принцип  вариативности  обеспечивает  выбор  индивидуального     развивающего      маршрута  образования,  предполагает  признание объективного многообразия дополнительного образования как системы инновационных технологий и реализацию этого многообразия в действительности; разработку различных вариантов образовательных программ,    образовательных    модулей,  дифференцированных   в зависимости  от   возраста,  уровня  развития,  индивидуальных особенностей и интересов детей.

Принцип  адаптивности  предусматривает такое  взаимодействие личностей, социальных групп между собой и со средой, в ходе, которого согласовываются требования и ожидания всех его участников.

Принцип партнерства  предполагает формирование партнерских отношений между участниками образовательного процесса МОУ ДОД «Дом детского творчества г. Льгова»  и окружающего сообщества.

Построение развивающейся образовательной среды МБОУ ДОД «Дом детского творчества г. Льгова».

Образовательный процесс состоит из 3 содержательных блоков, представляющих основные виды деятельности учреждения: воспитательную, образовательную и досуговую.

 Воспитательный блок  включает в себя систему воспитательных мероприятий, направленных на реализацию функций воспитания, а также систему активного участия воспитанников ДДТ в самоуправлении, социокультурных развивающих программах через:

  работу в творческих объединениях, с детскими общественными организациями и органами ученического самоуправления;

 духовно- нравственное и патриотическое воспитание детей и молодежи;

 организацию воспитательного пространства по месту жительства детей и молодежи.

Образовательный блок  представлен  4 уровнями, при прохождении которых  ребенок осваивает способы познания и преобразования мира (от репродуктивных до творческих).

  «Восхождение» - 6 - 8 лет.Задачи педагогов на этом этапе – раскрыть внутренний потенциал детей, пробудить творческие начала в игровой, практической деятельности и в общении.

 «Мир твоих увлечений» - 9-11 лет. Основная задача педагога – помочь ребенку в поиске и выборе, развитие мотивации к избранному виду деятельности

 «Школа мастерства» - 12-15 лет. Задача педагога – освоение воспитанником продуцирования — преобразования человеком внешней среды, вынуждающее его находить, изменять, приспосабливать механизмы ориентации, адаптации.

 «Профессиональное самоопределение» - 16-18 лет. Задача педагога – оказание помощи в выборе будущей профессии на основе профессиональной психолого-педагогической диагностики.

  Досуговый блок состоит из следующих форм работы:

  разработка сценариев культурно-массовых мероприятий,

  организация и проведение праздников, театрализованных представлений, концертов, шоу-программ, конкурсов,  «капустников»,  викторин, фестивалей, выставок, смотров, игр, экскурсий и др.,

  подготовка и проведение  творческих вечеров, встреч с интересными людьми.

В качестве показателей и эффективности образовательного процесса могут быть использованы следующие 3  группы  критериев:

Критерии успешности  самоопределения:

 Наличие стремления к общению и к поддержанию активных межличностных  взаимоотношений, умение  строить коммуникации с другими людьми, взаимодействовать с партнером для получения общего продуктивного результата;

 Стремление принимать активное участие в предлагаемой деятельности;

 Умение анализировать проблемные ситуации и ставить проблемы, нести ответственность за свои решения;

 Наличие устойчивого интереса детей к творческой деятельности и коллективу (сохранность контингента, наличие положительных мотивов);

 Умение строить индивидуальную и коллективную деятельность в полном циклепостановка целей, анализ ситуации, планирование и проектирование, практическая реализация, получение готового результата, анализ результатов, рефлексия и самооценка;

 Рост личностных достижений детей. Наличие опыта познания своих индивидуальных особенностей (Образ Я);

 Профессиональная ориентированность воспитанников.

Критерии творческих достижений детей:

 Уровень творческой  активности (выявление позиций, отношений и желаний ребенка в   различных видах деятельности);

 Мотивация участия в творческих конкурсах, выступлениях, защите собственных проектов;

 Результативность (Портфолио обучающегося).

Критерии уровня развития коллектива:

 Социально-психологический климат в коллективе;

 Состояние взаимодействия его членов (наличие или отсутствие изолированных детей, отношения в коллективе);

 Уровень самоуправления в коллективе.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ.

Подходы к созданию единого образовательного пространства в МБОУ ДОД «Дом детского творчества г. Льгова»:

модель выпускника, цели и задачи, основные направления и содержание деятельности.

      Понимание необходимости преемственности в образовании ребёнка предполагает интеграцию общего и дополнительного образования для построения его индивидуальной образовательной траектории.

В основе инновационной работы  в данном направлении лежит возрастной подход к организации образовательной деятельности.

В рамках реализации данной концепции развития МБОУ ДОД «Дом детского творчества г. Льгова» была выработана определенная система работы. Это разноуровневый, ступенчатый механизм роста и развития  воспитанника МБОУ ДОД «Дом детского творчества г. Льгова».

На первой ступени  осуществляется работа на уровне младшего школьного возраста и является основой формирования у детей младшего возраста общей культуры, развития творческого потенциала на первоначальной стадии развития личности.

Основная задача работы на данной ступени - как можно раньше раскрыть потенциальные возможности ребёнка для его дальнейшего продуктивного развития. Создать необходимые условия для умственного, психического, физического развития, подготовить воспитанника к дальнейшему обучению в системе дополнительного образования, помочь ребёнку в будущем сделать свою жизнь полноценной и содержательной.

Технология работы: дидактические развивающие игры, развивающая деятельность.

Содержание образования: комплекс занятий с детьми различной направленности, многообразие форм, отражающих различные виды творческой деятельности.

Вторая ступень  ориентирована на детей среднего школьного возраста, имеющих первоначальный опыт общения в коллективе.

 Основная задача работы на второй ступени - формирование нового уровня мышления, широкого спектра способностей и интересов, выделение круга устойчивых интересов, развитие интереса к себе как личности, развитие чувства взрослости и собственного достоинства, форм и навыков личностного общения, моральных чувств.

Технология работы: игровые,  репродуктивные и творческие формы работы.

Содержание  образования:  широкое  комплексное  дополнительное образование по определению сферы деятельности.

Третья ступень - специализация для ребят старшего школьного возраста.

Основная задача работы на третьей ступени - формирование чувства личностной тождественности, профессиональное самоопределение. Развитие готовности к жизненному самоопределению. На этой ступени воспитанники серьёзно задумываются: «Кем я буду?»

Технология работы: проблемная, учебно-игровая.

Содержание образования: творческие лаборатории в микрогруппах на основе узкой специализации.

Итог освоения: профессионально-ориентированный выбор, сертификация деятельности для поступления в средние специальные учебные заведения.

Четвертая ступень - реализация для особо одарённых детей. Основная задача на четвёртой ступени глубокое освоение программ и практических навыков по профилю деятельности, осуществление исследовательской деятельности.

Технология работы:  исследовательская деятельность, социокультурная и профессиональная практика.

Содержание образования: сочетание индивидуальных занятий с самостоятельной практической деятельностью.

Формы реализации: индивидуальные занятия и малыми группами.

Итог освоения: сертификация деятельности для поступления в ВУЗы,

техникумы и т.п.

Ступенчатый механизм роста и развития  воспитанников МБОУ ДОД «Дом детского творчества г. Льгова» строится на реализации образовательных программ дополнительного образования детей и оказании дополнительных образовательных услуг по  5 направлениям образовательного процесса: 

  • Военно-патриотическое.
  • Спортивно-техническое.
  • Эколого-биологическое.
  • Художественно-эстетическое.
  • Туристско-краеведческое

В учреждении реализуются 11 программ по 5 направленностям, охватывая разные возрастные категории (с 7 лет до 18 лет). Все программы утверждаются на педагогическом совете. Большинство образовательных программ являются адаптированными.

Анализируя программы, можно сделать вывод, что все программы оформлены и сделаны по единой структуре: пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание программы, требования к уровню подготовки выпускников, литература для педагога, литература для обучающихся и родителей. В каждой программе определены срок обучения, этапы обучения, образовательные результаты. Анализ классификации программ позволяет сделать вывод о том, что наибольшее их количество  в художественно-эстетической направленности – 36 %.

п/п

Направленность

Количество программ

%

1.

Художественная

6

55 %

2.

Техническая

1

9 %

3.

Естественнонаучная

2

18 %

4.

Физкультурно-спортивная

1

9 %

5.

Туристско-краеведческая

1

9%

 

Сроки реализации дополнительных образовательных программ: 3 года

Краткая характеристика Программ, реализуемых в Доме детского творчества

  1. Физкультурно-спортивное направление

«Стрелок» - программа рассчитана на обучающихся 12-18 лет, срок реализации 3 года.

Основная цель:

Удовлетворение постоянно возникающего стремления юношей и девушек к овладению знаниями и занятиям по военно-прикладным видам спорта, стремление заниматься военно-патриотической деятельностью

Задачи:

Воспитывающая

- воспитывать любовь к военно-прикладным видам спорта, уважение к Вооруженным Силам России и их истории; уважение к Российскому оружию и его истории; уважение к героическому прошлому России и Льговского края, его патриотам и защитникам, сохранять и оберегать память о Льговских молодогвардейцах.

Обучающая

- Обучать детей основам теории стрельбы; материальной части современного и спортивного оружия России; истории создания и развития стрелкового спорта; мерам безопасности при обращении с оружием и боеприпасами во время учебных стрельб и соревнований; основам судейства соревнований по стрельбе. Учить воспитанников разбираться в современном стрелковом и спортивном оружии; устранять возможные неисправности и задержки при стрельбе.

Развивающая

- Развивать у обучающихся внимание, усидчивость, глазомер, память внимательность. Формировать навыки меткой стрельбы из пневматической винтовки на различные расстояния из различных положений. Формировать у воспитанников целеустремлённость, терпеливость, настойчивость, самоотверженность, коллективизм, коммуникабельность и толерантность в отношениях детского коллектива. Развивать поисковые компетенции: запрашивать различные базы данных, систематизировать материалы о героическом прошлом Льговского края.

  1. Техническое направление

«Картингист-конструктор» - программа рассчитана на 3 года обучения для детей 12-18 лет.

Цель:

Педагогическая поддержка личности ребёнка и формирование его возможности раскрыть и реализовать свой творческий потенциал в техническом творчестве.

Задачи:

Воспитывающая

- Воспитывать умение ребёнка работать в коллективе, готовность выполнить работу, необходимую для коллектива, воспитывать культуру труда.

Обучающая

- расширять политехнический кругозор обучающихся; учить конструировать и строить карты, обучать вождению карта.

Развивающая

- Развивать у детей конструкторские задатки и способности, творческое техническое мышление; формировать умения и навыки работы с различными материалами и инструментами.

  1. Естественнонаучное направление

«Юный натуралист» - программа рассчитана на 3 года обучения для детей 9-12 лет.

Цель программы – воспитание гармонической личности, обогащенной углубленными знаниями о мире природы, умеющей чувствовать своё единение с ней.

Задачи:

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к природе, чувство ответственности за неё сохранение и сохранение равновесия в экосистеме.

Обучающие-

расширять и углублять знания кружковцев о явлениях природы, растительном и животном мире в различные времена года.

Развивающие      

Развивать наблюдательность, бережливость пытливость  чувство прекрасного.          

«Природа и творчество» - программа рассчитана на 3 года обучения для детей 9-12 лет.

       Цель: Формирование навыков практической работы с природным материалом.

Кроме основной цели программа «Природа и творчество» преследует следующие цели:

Освоение биологических знаний, экологической культуры на основе включения обучающихся в разнообразные виды деятельности (познавательной, трудовой).

Овладение специальными умениями с учетом экологических требований .

Развитие познавательных интересов, творческого и образного мышления, способности к самостоятельному поиску и использованию информации для решения практических задач.

Воспитание таких качеств личности как трудолюбие, бережливость, целеустремленность, ответственность за результаты своей деятельности, творческого отношения к выполнению работ.

Получение опыта применения биологических знаний и умений в самостоятельной практической деятельности.

Задачи:

Воспитывающие

Воспитывать гуманное отношение к природе, прививать любовь к труду.

Обучающие

Обучать навыкам работы с природным материалом, учить видеть прекрасное в окружающем мире.

Развивающие

- Развивать индивидуальные способности с помощью дифференцированных творческих заданий.

- Сравнивать и анализировать результаты своей практической работы.

4. Художественно направление

«Лепка» - программа рассчитана на 3 года обучения для детей 6-16 лет.

Цель программы – создание условий для развития личности, способной к художественному творчеству и самореализации личности ребёнка через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальностями.

Задачи:

Воспитывающие:

- воспитывать умение работать в коллективе, выполнять коллективные задания; передавать знание другим; оказывать помощь в воспитании личностных качеств: честность, доброта, уверенность в себе, коммуникабельность, умение доводить дело до конца.

Обучающие:

- формировать практические умения и навыки декоративно – прикладного творчества, включенным в программу; учить пользоваться инструментами и приспособлениями, которыми обрабатывать материалы, используемые в работе; учить организации рабочего места и технике безопасности в нём.

Развивающие:

- развивать познавательные способности; развивать интеллектуальные способности, развивать творческую и трудовую активность; развивать стремление к самостоятельной деятельности.

«Вязание» - программа рассчитана на 3 года обучения для детей 7-10 лет.

         Цели программы:

Освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения обучающих в разнообразные виды деятельности (познавательной, трудовой, художественной, общественной) по созданию личностно и общественно значимых продуктов труда, методов творческой деятельности, путях получения профессий.

Овладение специальными умениями, необходимыми для поиска и использования технологической информации, проектирования и создания изделий; безопасными приемами труда.

Развитие познавательных интересов, творческого и образного мышления, пространственного воображения, творческих, коммуникативных и организаторских способностей и разносторонних качеств личности обучающихся, приобщение их к культурному наследию своей страны; к сотрудничеству в процессе коллективной деятельности.

Воспитание таких качеств личности как трудолюбие, бережливость, аккуратность, целеустремленность, ответственность, уважительное отношение к людям различных профессий, творческого отношения к выполнению изделий.

Задачи программы:

Воспитывающие:

- воспитывать инициативу и самостоятельность; усидчивость и аккуратность; формировать навыки здорового образа жизни, социальную активность; трудолюбие; воспитывать чувство уважения к народным традициям; формировать культуру общения и поведения в обществе.

Образовательные:

- обеспечивать усвоение умений и навыков по вязанию спицами; обучать самоконтролю; знакомить с историей возникновения вязания спицами; знакомить с разными техниками вязания.

Развивающие:

- развивать социально- значимые качества личности; развивать образное и творческое мышление; развивать формирование потребностей в самораскрытии.

«Умелые руки» - программа рассчитана на 3 года обучения для детей 8-13 лет.

Цель:

Созданиепредпосылок для изучения обучающимися основ декоративно-прикладного творчества посредством знакомства с разными видами деятельностями.

Задачи программы:

Воспитывающие:

- воспитывать обучающихся на системе культурных ценностей, отражающих богатство общечеловеческой культуры, в том числе и отечественной; воспитывать основам нравственного поведения и нормам гуманистической морали (доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности); воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.

Образовательные:

- знакомить обучающихся с историей и современными направлениями развития декоративно- прикладного творчества; учить детей владению различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.

Развивающие:

- развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка: фантазию, наблюдательность, образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание; развивать положительные эмоции и волевые качества; развивать моторику рук, глазомер; развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.

«Декоративно-прикладное творчество» - программа рассчитана на 3 года обучения для детей 8-15 лет.

   Цель программы:

- обеспечение условий для творческой активности и самореализации личности обучающихся; создание предпосылок для изучения обучающимися основ декоративно-прикладного творчества по средством знакомства с разными видами рукоделия: работа с бумажными лентами, с природным материалом, бисероплетение и вышивание шелковыми лентами; содействие жизненному самоопределению обучающихся.

Задачи:

Воспитывающие:  

- воспитывать внутреннюю свободу творческой личности ребёнка, способность объективной самооценке и самореализации, чувства собственного достоинства, самоуважения; воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.

Обучающие:

- познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества; учить овладевать различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе; учить технологиям разных видов рукоделия.

         Развивающие:

- развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей; развивать природные задатки, творческий потенциал каждого воспитанника: фантазию, наблюдательность; развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание; развивать положительные эмоции, волевые качества.

«Гармония» программа рассчитана на 3 года обучения для детей 7-17 лет. предназначена для работы с детьми в возрасте от 4 до 7 лет, срок реализации программы - 3 года. Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни.

Цель программы: - развитие творческих способностей посредством танцевального искусства.

Задачи:

Воспитательные:

- воспитывать качества личности, востребованной в современном обществе: трудолюбие, коммуникабельности, уважение к себе и окружающим людям.

Обучающие:

- формировать специальные знания и умения по данному курсу программы "Азарт";

- знакомить детей с историей возникновения и развития танца;

- обучать элементам музыкальной грамоты;

- обучать простейшим элементам классического и народного танца

Развивающие:

- развивать физические качества ребенка, совершенствовать их средствами танца в гармонии с общим развитием;

- формировать правильную осанку, корректировать фигуру ребёнка;

- развивать музыкальность, выразительность и осмысленность танцевальных движений;

- развивать воображение, фантазию, умение находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки;

- развивать познавательный интерес, любознательность и умение творчески мыслить;

- развивать художественный вкус.

«Изюминка» программа по хореографии. Искусство танца учит детей красоте и выразительности движения, формирует их тело, развивает физическую силу, выносливость, ловкость, пластичность рассчитана навозраст детей 8-17 лет

Цель программы

- развитие творческих способностей посредством танцевального искусства.

         Задачи

Воспитательные:

- воспитывать качества личности, востребованной в современном обществе: трудолюбие, коммуникабельности, уважение к себе и окружающим людям.

Обучающие:

- формировать специальные знания и умения по данному курсу программы "Изюминка";

- знакомить детей с историей возникновения и развития танца;

- обучать элементам музыкальной грамоты;

- обучать простейшим элементам классического и народного танца

Развивающие:

- развивать физические качества ребенка, совершенствовать их средствами танца в гармонии с общим развитием;

- формировать правильную осанку, корректировать фигуру ребёнка;

- развивать музыкальность, выразительность и осмысленность танцевальных движений;

- развивать воображение, фантазию, умение находить свои оригинальные движения для выражения характера музыки;

- развивать познавательный интерес, любознательность и умение творчески мыслить;

- развивать художественный вкус.

  1. Туристско-краеведческое

«Детский народный календарь» - программа рассчитана на 3 года обучения для детей 9-12 лет.

Цели программы:  

Освоение технологических знаний, технологической культуры на основе включения обучающихся в разнообразные виды деятельности (познавательной, трудовой, художественной, общественной, ценностно-ориентационной, коммуникативной) по созданию личностно и общественно значимых продуктов труда: кукол оберегов, народной игрушки, народного костюма.

Овладение специальными умениями и навыками, необходимыми для поиска и использования краеведческой и технологической информации, создания продуктов труда с учётом эстетических и экологических требований, самостоятельного и осознанного определения своих творческих способностей и возможностей; безопасными приёмами труда.

Развитие познавательных интересов, творческого и образного мышления, пространственного воображения, интеллектуальных, творческих, коммуникативных и организаторских способностей и разносторонних качеств личности обучающихся, путём приобщения их к культурному наследию своей страны на примере изучения местного фольклора и обычаев, реконструкции Льговского старинного народного костюма, изготовления народной игрушки и оберегов.

Воспитание таких качеств личности как трудолюбие, бережливость, аккуратность, целеустремлённость, ответственность за результаты своей деятельности, уважительного отношения к людям труда и старожилам края; воспитание способности осмысления ребёнком безусловной значимости и разумности русских семейных традиций,уклада жизни простого народа, роли и значения православных и обрядовых календарных праздников.

Получение опыта применения знаний и умений в самостоятельной практической деятельности и готовности к продолжению обучения в системе обучения непрерывного профессионального образования.

Задачи:

Воспитывающие:

- воспитывать чувства любви к своему Отечеству, к своей малой Родине – городу Льгову; воспитывать гордость за своих героических предков и чувство уважения и сопереживания к людям пожилого возраста; воспитывать устойчивый интерес к национальной культуре и духовным традициям; воспитывать чувство самоконтроля, взаимопомощи.

Обучающие

- расширять знания в области краеведения, отечественной истории, истории православной культуры; учить школьников понимать и ценить обычаи, традиции и устои русского народа, сохранять и продолжать традиции национальной духовности; оперировать основными понятиями: «круг народного календаря», «обрядовая игрушка», «оберег», «народный костюм», «обрядовая кухня»; учить ребёнка работе с документальными источниками, в том числе архивными; учить конкретным трудовым навыкам при работе с тканью, нитками, тестом.

Развивающие:

- развивать у обучающихся умение и желание работать в коллективе, участвуя в этнографических и фольклорных экспедициях по сбору и изучению предметов этнографии и фольклора; развивать умения и навыки в изготовлении оберегов, обрядовых кукол, народного костюма Курского края; развивать эстетические чувства, приобщаясь к традиционным промыслам; развивать творческое мышление и яркую индивидуальность посредством участия в театрализованных обрядовых праздниках; развивать социально-значимые качества личности.

          Реализация концепции программы развития позволит решить следующие задачи:

1.   Создать систему, объединяющую дополнительное образование, воспитание, развитие и социальное становление личности в условиях социума.

2.   Удовлетворить образовательные потребности основных участников образовательно-воспитательного процесса, стимулировать работу с одаренными детьми.

3.   Сформировать и развить коллектив единомышленников, через профессионально-личностное развитие участников образовательного процесса.

4.   Повысить  социальную  активность выпускников МБОУ ДОД «Дом детского творчества г. Льгова» через профессиональную социализацию молодёжи, патриотическое и гражданское воспитание молодёжи, пропаганду здорового образа жизни.

5.   Улучшить качество предоставляемых образовательных услуг на основе новых технологий развивающего, вариативного обучения, направленного на сотворчество, саморазвитие и самореализацию детей и педагогов МБОУ ДОД «Дом детского творчества г. Льгова».

6.   Повысить профессиональный уровень педагогических кадров.

7.   Усовершенствовать план мероприятий, направленных на творческое развитие, социальное становление и профессиональное совершенствование.

8.   Усилить значимость образовательно-воспитательной и досуговой деятельности как эффективного средства профилактики беспризорности и правонарушения детей и юношества.

9.   Привлечь пристальное внимание широких слоев общественности, в том числе и средств массовой информации, к проблемам воспитания и дополнительного образования подрастающего поколения.

10.   Совершенствовать кадровый, программно-методический, материально-технический и финансовый ресурсы МБОУ ДОД «Дом детского творчества г. Льгова».

Организация и контроль за выполнением программы.

Контроль за реализацией программы осуществляют педагогический совет и администрация МБОУ ДОД «Дом детского творчества г. Льгова». Они также анализируют ход выполнения плана действий по реализации ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ и вносят необходимые коррективы в план; координируют взаимодействие заинтересованных участников воспитательно - образовательного  процесса, информируют участников воспитательно - образовательного  процесса о ходе реализации программы.

Управление реализацией программ, через мониторинг

       Понятие результативности педагогической деятельности мы рассматриваем в соответствии с циклом: анализ, прогноз, отслеживание, т.е. соответствие реальных результатов с предлагаемыми целями, которые простраиваются в образовательной программе коллектива. Таким образом, содержание результата во многом определяется поставленными целями, а педагогические цели формируются под влиянием социального заказа – это запросы детей, родителей, других образовательных учреждений. Следовательно, образовательный результат можно определить как итог совместного взаимодействия педагога и ребёнка в процессе образовательной деятельности, результативность образовательного процесса – как степень соответствия ожидаемых и реально полученных результатов. Подход к организации системы отслеживания результативности может быть найден при условии правильного ответа на следующие вопросы:

- Что мы хотим достичь?

- Что мы можем?

- Как можем достичь?

- Кому этот надо?

         Исходя из этого, каждый педагог пытается найти ответы на вопросы «Какой результат должен быть в ходе моей педагогической деятельности? Как измерить этот результат? Ответив на эти вопросы, можно рассматривать и выстраивать основные принципы педагогической технологии образовательного процесса. В условиях системы дополнительного образования вариативный выбор педагогических технологий тесно связан с мониторингом результативности педагогической деятельности.

         Результат деятельности педагогов в учреждении дополнительного образования многомерен и обладает некоторой относительностью. С одной стороны – результатом можно считать сумму достижений: знания, места, награды, результаты конкурсов, соревнований. С другой стороны – нет званий мест, наград, но интересна и разнообразна система взаимоотношений на основе нравственности.

         Показатель результативности здесь приравнивается к личностным качествам обучающегося, его деятельности в преобразовании своей личности, в возможности ребёнка найти ценностно-значимые проявления для себя и обогатить жизненный опыт необходимым содержанием.

    Понятие «результативность педагогической деятельности», включает в себя ряд аспектов:

- организационный (качество организации мониторинга педагогом, возможности личностного проявления ребёнка);

- практический  (реальные достижения в видах деятельности);

- положительной динамики (проявление личностных качеств, совместная позитивная деятельность).

         Отсюда, результативность педагогической деятельности означает достижения педагогом такого состояния организации деятельности воспитанников, при котором обеспечивается реальная возможность:

- положительной динамики проявления ценностно-значимых качеств личности;

- обогащения личного опыта воспитанников значимым содержанием;

- продуктивности деятельности, выраженной предметно-практическими достижениями.

         Главными принципами построения деятельности по изучению результативности образовательного процесса можно назвать следующие положения:

- Диагностика результатов развития детей является главным содержанием деятельности по определению эффективности педагогического процесса.

- При отборе критериев, показателей и методик изучения эффективности образовательной деятельности необходим системный подход, позволяющий установить взаимосвязь оценочно-результативного компонента с целями, содержанием и способами организации педагогического взаимодействия.

- Диагностика изменений ситуации развития детей в течение нескольких лет.

- В ходе проверки необходимо определить  наиболее эффективные педагогические средства и формы и способы организации образовательного процесса, которые в наименьшей степени повлияли на развитие воспитанников.

- Оценочно-результативный компонент в педагогической деятельности может обладать не только общими, но и особенными чертами, детерминированными особенностями сообщества детей и взрослых, социальной и природной среды, спецификой характера воспитательных отношений в коллективе.

- Аналитико-диагностический инструментарий не должен быть громоздким и требовать большого количества времени и сил для подготовки и проведения, изучения, обработки и анализа полученных результатов.

- Процесс изучения эффективности образовательной деятельности не должен причинять вреда детям и взрослым, а его результаты не могут стать средством административного давления на педагога, родителя, ребёнка.

         На основе перечисленных принципов алгоритм изучения эффективности педагогического процесса состоит из следующих аспектов:

- определение целей и задач изучения;

- подбор критериев и показателей;

- выбор методик изучения;

- подготовка диагностического инструментария;

- исследование процесса и результатов деятельности, общения и   отношений в сообществе детей и взрослых;

- обработка и интерпретация результатов исследования;

- анализ, оценка и обсуждение результатов изучения.

      Выстраивая диагностико-результативный компонент своей профессиональной деятельности, педагог в дополнительном образовании  должен опираться на основные функции этого типа образования, обозначенные в нормативных документах («Концепция модернизации дополнительного образования в РФ»), констатируя предметные и личностные изменения в развитии воспитанника с помощью соответствующих задачам  критериев, показателей и методик.

Функции

Показатели

информационная

Теоретические знания, владение специальной терминологией, расширяющие кругозор, дополняющие и углубляющие знания по основным образовательным программам и т.д.

обучающая

Практические умения и навыки, приобретённые в рамках реализации дополнительной образовательной программы, владение специальным оборудованием, творческие достижения, мотивация к занятиям и творчеству, познавательная активность,  творческие навыки, общеучебные умения и навыки и т. д.

воспитывающая

Формирование определённых личностных качеств, свойств и отношений ребёнка и тд.

развивающая

Развитие психофизиологических способностей ребёнка, самоактуализированность личности и т. д.

социализирующая

Коммуникабельность, сформированность коммуникативной культуры, социальная активность, социальное и профессиональное самоопределение, семейные отношения и т.д.

релаксационная

Психологическая комфортность, ситуация благополучия и успеха, сформированность потребности в позитивном досуге, здоровом образе жизни, положительная динамика физического развития.

         

           Целью мониторинга является не только фиксирование каких-либо результатов, а своевременность применения тех или иных педагогических технологий, внесения изменений в образовательный процесс. Грамотно организованная система мониторинга образовательных результатов помогает:

·        Ребёнку получить с учётом индивидуальных возможностей и потребностей своевременную поддержку и помощь.

·        Педагогу  (с помощью методистов и психологов) индивидуализировать образовательный процесс, своевременно корректировать методику преподавания, выявлять необходимость применения разнообразных образовательных технологий для достижения планируемого результата  образовательной программы с наилучшими показателями.

·        Администрации создавать условия для эффективной деятельности, своевременно контролировать целесообразность построения образовательного процесса в объединении.

         Чтобы более ясно и детально представить содержание и способы деятельности организаторов и участников диагностики, необходимо учесть некоторые особенности каждого его этапа. Основная цель изучения заключается в выявлении способности учреждения и педагога содействовать оптимальному развитию личности каждого ребёнка, максимального использования возможностей дополнительного образования для решения всех профессиональных задач. В качестве частных задач выделяем следующие:

- выявить уровень воспитанности детей;

- выяснить степень влияния отдельных педагогических средств в процессе развития ребёнка;

- определить динамику развития коммуникативных способностей;

- получить информацию о динамике развития творческих способностей;

- определить степень удовлетворённости воспитателей, детей, родителей образовательным процессом и его результатами и др.

         Содержание критериев и показателей обусловлено комплексом целей и задач, стоящих перед учреждением или отдельным педагогом. Каждая цель и задача должны быть подкреплены определённой совокупностью критериев и показателей, на основе которых можно было бы судить об успешности деятельности. При разработке критериального аппарата необходимо помнить утверждение психологов о том, что универсальными критериями оценки эффективности оценки человеческой деятельности являются два критерия:

- продуктивность осуществлённой деятельности;  

- удовлетворённость участников деятельности процессом и результатом деятельности;

     Нами были определены  следующие критерии и показатели эффективности образовательного процесса.

                                                   На уровне ребёнка

Критерии

Показатели

1. Интеллектуальная развитость обучающихся

1.Освоенность образовательной программы.

2.Познавательная активность детей.

2. Нравственная развитость

1.Сформированность основных нравственных качеств личности.

2.Социальная активность.

3. Эстетическая

1.Развитость у детей чувства прекрасного.

2.Проявление эстетических чувств в актах творчества.

4. Развитость коммуникативности

1.Коммуникабельность.

2.Сформированность коммуникативной культуры.

5. Физическая развитость

1.Состояние здоровья.

2.Развитость физических качеств.

6. Самоактуализированность личности

1.Стремление к самопознанию и самореализации.

2. Наличие положительной самооценки.

3.Креативность личности.

7. Удовлетворённость обучающихся , педагогов, родителей жизнедеятельностью в коллективе и результатами воспитательного процесса.

1.Комфортность и защищённость личности обучающегося.

2.Удовлетворённость педагогов процессом и результатами деятельности  обучающихся взаимоотношениями в коллективе.

3.Удовлетворённость родителей результатами обучения и воспитания ребёнка, его положением в коллективе.

                                                    На уровне педагога

Критерии

Показатели

Профессиональная компетентность

1.Уровень квалификации (аттестация, прохождение курсов обучения, семинаров, самообразование).

2. Наличие качественного методического обеспечения (диагностические материалы, методические разработки, дидактический и наглядный материал).

3.Наличие результативности педагогической работы (мониторинг, участие в конкурсах, выставках, мастер-классах, наличие дипломов, грамот и т.д.).

4.Участие в инновационной деятельности (работа с одарёнными и талантливыми детьми, работа с замещающими семьями).

5.Участие в интегрированных  программах (интеграция с образовательными учреждениями района и учреждениями культуры).

6.Уровень  работы по повышению профессиональной компетентности (использование разнообразных форм и способов профессионального роста).

7.Качество содержание образовательных дополнительных программ (редактирование старых программ, разработка новых образовательных программ).

На уровне учреждения

Критерии

Показатели

Степень соответствия образовательного процесса социальному заказу:

1.Целевой аспект  критерия;

2.Содержательный аспект критерия;

3.Эмоционально-мотивационный аспект критерия;

4.Обеспечивающий аспект критерия;

5.Интегральный аспект критерия.

 1.Широта и комплектность социального заказа (многообразие дополнительных образовательных программ, форм детских объединений, широта внешних связей).

2.Соответствие целям и социальному заказу;

3.Авторитет и популярность ДДТ.

4.Соответствие цели и задач образовательного процесса предназначению.

5.Полнота реализации дополнительных программ.

6.Обновление содержания и организации образовательного процесса.

7. Сохранность контингента.

8. Широкий охват разновозрастных категорий детей.

9.Удовлетворённость всех субъектов образовательными результатами.

10. Наличие благоприятного психологического климата в детском и педагогическом коллективе.

11. Степень материально-технического оснащения.

      

     Образовательный процесс в системе дополнительного образования строится в парадигме развивающего образования, основное предназначение которого – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, основные задачи: обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда, адаптация к жизни в обществе, формирование общей культуры, организация содержательного досуга – это определяет отбор показателей, по которым можно судить о результатах занятий ребёнка в любом детском объединении, реализующем любую дополнительную программу.

       Реализуемые программы предполагают достижение комплексного результата: предметного (знания, умения, навыки по конкретному виду деятельности) и личностного (определённые свойства личности, позволяющие ребёнку достигать запланированных рубежей, успешно взаимодействовать в социуме).

     Обеспечивая преемственность прошлого, настоящего и будущего, в программе развития Дома детского творчества мы опирались на достигнутое, планируя обеспечить еще более высокий уровень удовлетворения образовательных потребностей «детско-юношеского населения» города Льгова. Одновременно - стремимся повысить социальный статус МБОУДОД «Дом детского творчества г. Льгова».

     Настоящая программа развития является для педагогического коллектива основным стратегическим ориентиром, создающим у педагогов-профессионалов развернутое представление о перспективах дальнейшего развития учреждения как целостной педагогической системы, открыто реагирующей на изменения социокультурной среды, определяющей логику дальнейшего личностно-профессионального роста наших выпускников.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Адаир Д. Эффективное лидерство. –М.: Эксмо, 2003.
  2. Внутришкольное управление (теория и опыт педагогических и управленческих инноваций)/ Под ред. Н.В.Горбуновой. – М.: Новая школа, 1995.
  3. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации/ Под ред. Е.Н.Степанова. – М.: ТЦ «Сфера», 2000.

4. Грирорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. М.,   «Просвещение», 2013.

  1. Данилюк А.Я., Логанова А.А. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. М., «Просвещение», 2013.
  2. Диагностика успешности учителя (сборник методических материалов для директоров и заместителей директоров учебных заведений, руководителей школ)/ Сост. Г.В.Морозова. – М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1997.
  3. Лизинский В.М. Работа администрации школы с учителем. – М.: Центр «Педагогический поиск», 2000.
  4. Поташник  М.М., Моисеев A.M. Управление современной школой (В вопросах и ответах): Пособие для руководителей образовательных учреждений и органов образования. – М.: Новая школа, 1997.
  5. Поташник М.М. Управление качеством образования. – М., 2000.
  6. Моисеев A.M., Капто А.Е., Ларенсов А.В., Хомерина О.Г. Нововведения во внутришкольном управлении/ Под общей ред. А.М.Моисеева. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998.
  7. Буйлова Л.Н., Буданова Г.П. Дополнительное образование: нормативные документы и материалы/ - М.: Просвещение, 2008.
  8. Работа с семьёй в учреждениях дополнительного образования/ авт.-сост. Л.В. Третьякова и др. – Волгоград: Учитель, 2009.
  9. Детский творческий центр: организация методической работы/ авт.сост. С.А. Левина, Ю.Н. Суслов, Э.Г. Белоусова. – Волгоград: Учитель, 2008.
  10. Каргина З.А. Практическое пособие для педагога дополнительного образования.- Изд. Доп. – М.: Школьная Пресса, 2008.
  11. Евладова Е.Б., Логинова Л.Г., Михайлова Н.Н Дополнительное образование детей: Учеб. Пособие для студентов сред. Проф. Образования. – М.: ВЛАДОС, 2002.
  12. Досуговые программы для детей и подростков. Проектирование. Реализация. Экспертиза/ авт. сост. Л.Б. Малыхина (и др.), Волгоград, «Учитель», 2012.