ВЕРСИЯ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

Кузьмина Е.В. Выжигание кухонных досок

Методическая копилка - Умелые руки

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

« Дом детского творчества» г. Льгова

 

Методическая разработка

Выжигание кухонных ( разделочных) досок

Подготовила: педагог дополнительного

образования Кузьмина Елена Викторовна

Льгов 2016

 

 

План

1.Пояснительная записка.

2. Художественная обработка

- цель и задачи работы;

- историческая справка;

- заготовки материала;

- окраска;

- способы исполнения;

- виды изделия;

- оборудование;

-инструктаж по технике безопасности.

3.Технология изготовления:

- технологические цепочки.

4. Методические рекомендации

5. Список литературы

6. Приложение.

Методическая разработка «Выжигание кухонных (разделочных) досок» предназначена для развития творческих способностей учащихся, приобретения навыков и опыта работы, художественного оформления изделий из дерева.

  1. Пояснительная записка.

Дерево – очень интересный материал, который довольно легко поддается различным видам обработки. Кроме того оно очень красиво, и настоящие мастера часто используют естественную красоту дерева при его обработке.

В настоящее время существует множество различных художественных ремесел, связанных с обработкой дерева: резьба, точение, живописные работы по дереву, мозаика и другие. Все они довольно тесно связаны с традициями народного творчества, но особое место среди них занимает выжигание по дереву.

Это искусство развивалось параллельно с другими видами художественных ремесел, выступая самостоятельно или дополняя их, например – резьбу, точение, мозаику. С помощью выжигания умельцы украшают различные предметы из дерева; например - декорируют шкатулки, деревянную посуду, вешалки, деревянные статуэтки, панно, картины и прочие предметы интерьера.

Выжигание – это безусловно творческий и очень увлекательный процесс, который требует фантазии, усидчивости, твердой руки, аккуратности и терпения.

Художественная обработка изделия.

Цель:

- формировать эстетический вкус обучающегося с помощью освоения техники выжигания.

Задачи:

- воспитывать такие качества личности как трудолюбие, бережливость, аккуратность, усидчивость

- развивать чувство прекрасного, эстетический вкус, фантазию, наблюдательность, моторику рук и глазомер

- обучать детей владению различными техниками выжигания

Ожидаемые результаты:

В результате изготовлении поделки обучающийся должен знать/понимать:

- названия и назначения инструментов для ручного труда

- различные виды техники «выжигания»

- применение и доступные способы обработки фанеры

Обучающийся должен уметь:

-пользоваться выжигательным прибором, применяя приобретённые навыки на практике

- выполнять работу самостоятельно, согласно технологии, используя знания, умения и навыки, полученные на занятиях.

Все эти задачи могут быть успешно решены педагогом только в процессе практических творческих занятий: при изготовлении различных художественно-прикладных изделий, выполнении творческих проектных заданий, в процессе знакомства с историей возникновения, развития и значения в жизни человека того или иного изделия из фанеры или дерева.

Необходимо подобрать интересные многогранные задания, которые решали бы основные задачи художественного конструирования.

– конструкторские задачи – выбор формы изделия;

- психологические задачи – материал изделия, способы его обработки, составление плана изготовления изделия, порядок выполнения операций, овладение приемами работы инструментами при заготовке, их подготовке, отделке изделия.

– организационно-технические задачи – подготовка рабочего места с соблюдением гигиены и техники безопасности.

Историческая справка о выжигании.

Выжиганием по дереву люди стали заниматься довольно давно. Первые изделия, декорированные выжженным узором, были найдены в Перу и датируются 700 годом до нашей эры.

Особенно славились искусством обработки дерева русские мастера. В такой богатой лесами стране как Россия, декоративное украшение деревянных изделий было известно еще в IX – X веках. Уже в то время мастера умели видеть и выявлять красоту дерева. Сначала выжигали с помощью огня, позднее стали применять раскаленные гвозди, металлические стержни, которые затачивали под определенным углом.

В средневековое Европе выжигание продолжали развивать и постепенно превратили в настоящее искусство.

Начиная с XVII века, в Сергиевом Посаде особенно выделялось производство деревянной игрушки, ложек, посуды на которых мастера делали выжигания всевозможных узоров. С 1964 года в Башкирии начали производить различные предметы из древесины, которые украшали выжженными рисунками.

В конце XIX начале XX веков выжигание стало популярным среди населения. В то же время изобрели аппарат для выжигания.

В середине XX века появился более современный электрический прибор для выжигания и это искусство стало доступным детям.

Заготовка материала

Для изготовления кухонных разделочных досок потребуется фанера толщиной 8 -10 мм. Фанера должна быть без трещин, сучков, не расслаиваться, хорошо просушенной. Подбираем фанеру так, чтобы волокна у нее располагались вдоль вертикальной оси заготовки. Поверхность материала должна быть ровной и чистой.

Способы выжигания

Для выжигания используется промышленный электровыжигатель. Для создания художественного рисунка на изделии надо иметь опыт выжигания. Перед выжиганием следует правильно расположить инструменты. С левой стороны положить электровыжигатель, а с правой все остальное. Дощечку для выжигания положить перед собой. Затем надо включить прибор в электрическую сеть и с помощью переключателя установить нужную степень накала нити.

Ручку с нагревательным прибором обычно держат как карандаш. При работе следует сидеть прямо, не наклоняясь вперед, дышать через нос. Каждые 10-15 минут электровыжигатель следует отключать на 2-3минуты, чтобы он остыл. Дощечку для выжигания надо установить с наклоном, чтобы рабочая поверхность располагалась под углом и на расстоянии 35 см от глаз. Поверхность дощечки должна быть хорошо освещена. Сначала надо поставить на рисунок точки и только после этого проводить линии. Для получения тонкой линии - перо прибора требуется передвигать быстро, а толстая линия получается при медленном передвижении пера.

В первую очередь следует выжечь внешние контуры рисунка и только потом переходить к внутренним линиям. При выжигании точек и кривых линий штифт следует держать перпендикулярно поверхности доски, а выжигая прямые линии – под наклоном, как карандаш при рисовании. Существует несколько способов выжигания: плоское, глубокое.

Плоское выжигание

Изображение и фон, получившиеся в результате плоского выжигания находятся на одной плоскости, а рисунок состоит из различных контуров линий, штрихов, точек. Получив различные по глубине и ширине линии можно передвигая штифт с разной скоростью и меняя его наклон и степень накала. Нельзя сильно нажимать на штифт или неравномерно перемещать его по рисунку.

Работу надо выполнять сразу на нескольких участках дощечки, начав на одном и постепенно переходя к другому, временно оставляя первый. Затем нужно снова вернуться к первой части. Делать так необходимо, чтоб не возникли прожиги. Именно поэтому не следует выжигать несколько линий или штрихов, которые находятся рядом. Перед тем как нанести новый штрих, оставьте соседний, чтобы он остыл.

Глубокое выжигание

Глубокое выжигание выполняют ножевидным штифтом, благодаря чему изображение отличается от плоского – фон углубляется, а сам рисунок остается на плоскости доски.

Виды, модели, формы кухонных (разделочных) досок

Виды, модели, формы кухонных (разделочных) досок могут быть разнообразными в зависимости от выполняемых на них операциях, вкусе, фантазии исполнителя. Например, для разделки рыбы чаще используют доски удлиненной формы или овальные. Для разделки овощей - круглые, прямоугольные. Для разделки хлеба – квадратные, прямоугольные.

Оборудование:

Для работы по изготовлению и выжиганию кухонных досок потребуется: -фанера толщиной 8-10 мм;

-ручной лобзик;

-электровыжигатель;

-копировальная бумага;

-карандаши, ластик;

-краски, кисти;

-лак бесцветный.

Инструктаж по технике безопасности:

-использовать исправный инструмент;

-соблюдать осторожность при работе лобзиком и электровыжигателем;

-не брать электровыжигатель мокрыми руками;

-не прикасаться руками к раскаленным штифтам.

  1. Технология изготовления:

- выбираем рисунок и под него форму доски;

-размечаем и выпиливаем фанеру;

-делаем зачистку наждачной шкуркой поверхности дощечки;

-переносим рисунок через копирку на дощечку;

-электровыжигателем выжигаем рисунок;

-раскрашиваем рисунок красками;

-покрываем рисунок лаком.

Технологическая цепочка:

-определяем рисунок;

-подбираем форму;

-выпиливаем форму;

-подготавливаем поверхность, зачищаем наждачной шкуркой до чистоты и блеска;

-переводим рисунок на доску;

-выжигаем электровыжигателем рисунок;

-раскрашиваем красками;

-покрываем лаком.

  1. Методические рекомендации:

При организации работы необходимо обратить внимание обучающихся:

-на соблюдение правил техники безопасности;

-на последовательность этапов работы;

-при планировании работ учитывать способности обучающихся;

-по окончании работ предложить обучающимся дать название своей работе.

5. Список литературы :

1. С. Ю. Ращупкина. Выжигание по дереву, Москва, 2011г.

2. Норма Грегори. Выжигание по дереву. Издательство Ниола-Пресс, 2009г